Этот фильм нужно быть готовым принять. Бывают произведения, которые зовут "не для всех". Так вот , это кино для всех, но его надо быть готовым принять. Как и самого автора.
Никиту Михалкова я запомнил после фильма "Не очень удачный день", в котором Никита Сергеевич, тогда еще юноша, сыграл одну из главных ролей, собственно, главную и сыграл.
Речь в том фильме, казалось бы, об обычном дне московского студента одного из театральных ВУЗов. К сожалению, не помню, но, не исключено, что речь о студентах ВГИКа. Сам по себе ВГИК - очень непростое учебное заведение, и попасть туда, ой, как непросто. Ну, так вот, речь о таком студенте.
Помнится, еще раньше Никита Михалков засветился в фильме "Я шагаю по Москве", но там он был другим. А в фильме "Не очень удачный день" наряду с обычными, представлена ситуация, которая в то время, насколько я помню, не обыгрывалась. Имею в виду сценку, когда главному герою фильма элементарно дают по морде.
Эта ситуация, то есть, получить по физиономии и чаще всего - ни за что ни про что, хотя и была таким типичным для того времени явлением, но не упоминалась в нашем кино. А здесь: на тебе! Нет, самого мордобоя показано не было, но главное, что запомнилось от той сценки - реакция героя: он засмеялся! Вот, как правило, реакция бывала - возмущение, злоба, стремление дать сдачи, и уж никак не смех. Между тем, смех в подобных случаях - самая верная мужская реакция. (Ну, а что: ударил, и убежал, не став дожидаться, когда поднимешься, и что? вдогонку бежать? А коли не догонишь?).
Необычность персонажа, сыгранного тогда Сергеем Михалковым, ставила его над зрителем. А разве нужно по-другому? Помните у Федора Михайловича: "Возвысьтесь духом и формулируйте идеал!" Никита Сергеевич смог таким же образом дистанцироваться от общеупотребительного, от общепринятого, от так называемых приличных норм и в дальнейшем.
Не буду упоминать кино "Свой среди чужих, чужой среди своих", хотя, надо признать, уже и в том фильме принцип главенствует: "Возвысьтесь духом..." и далее по тексту.
Фильмы серии "Утомленные Солнцем" на все лады обсуждаются еще с тех времен, когда фильма еще и не было на широком прокате. И почти в один голос народ Михалкова порицает. А почему?
В разные сроки пускались по миру всевозможные байки про Никиту Михалкова в быту. Как, например, он подходит к красивой барышне и напрямую спрашивает, не хочет ли она посмотреть на него голого? Человек слушает продолжение байки, где ему рассказывается о реакции возмущающейся таким беспардонным предложением героини байки.
Думаю, обсуждать здесь нечего, хотя байку таки обсуждают, даже до сей поры.
Главное-то в рассказах про Никиту Михалкова не то, что он, якобы, хамит или делает что-то неуместное с точки зрения рассказывающего про него, главное - в сути незаурядного, яркого человека.
Фильм "Утомленные Солнцем" для просмотра требует определенного настроя. Например, надо научиться осознавать, что перед тобой кино, созданное человеком с детства живущим в искусстве.
Было время, когда я ходил на подготовительные курсы "Режиссура драмы" при институте культуры им. Н.К. Крупской. И буквально на первом занятии наш Учитель поразил меня тем, что текст, обычный текст чеховского рассказа можно представить практически с диаметрально противоположным смыслом. По-разному.
Учитель натаскивал нас тогда мыслить образами. Казалось бы, человеку и вообще это свойственно, но надо было учиться! Почему? А потому что, свойственно-то свойственно, а не умею!
"Утомленные Солнцем" - кино прямо-таки насыщенное образами. И голая задница фашиста, и мина-спасительница, и Цитадель - все это образы, и если воспринимать их не образами, то фильм действительно покажется глумлением, издевательством над русской, советской историей. Но разве подходит такой имидж великому русскому режиссеру Никите Сергеевичу Михалкову?
Смотреть и не видеть, слушать и не слышать, читать и не понимать написанного - разве это кому-нибудь из нас не знакомо?
Никиту Михалкова я запомнил после фильма "Не очень удачный день", в котором Никита Сергеевич, тогда еще юноша, сыграл одну из главных ролей, собственно, главную и сыграл.
Речь в том фильме, казалось бы, об обычном дне московского студента одного из театральных ВУЗов. К сожалению, не помню, но, не исключено, что речь о студентах ВГИКа. Сам по себе ВГИК - очень непростое учебное заведение, и попасть туда, ой, как непросто. Ну, так вот, речь о таком студенте.
Помнится, еще раньше Никита Михалков засветился в фильме "Я шагаю по Москве", но там он был другим. А в фильме "Не очень удачный день" наряду с обычными, представлена ситуация, которая в то время, насколько я помню, не обыгрывалась. Имею в виду сценку, когда главному герою фильма элементарно дают по морде.
Эта ситуация, то есть, получить по физиономии и чаще всего - ни за что ни про что, хотя и была таким типичным для того времени явлением, но не упоминалась в нашем кино. А здесь: на тебе! Нет, самого мордобоя показано не было, но главное, что запомнилось от той сценки - реакция героя: он засмеялся! Вот, как правило, реакция бывала - возмущение, злоба, стремление дать сдачи, и уж никак не смех. Между тем, смех в подобных случаях - самая верная мужская реакция. (Ну, а что: ударил, и убежал, не став дожидаться, когда поднимешься, и что? вдогонку бежать? А коли не догонишь?).
Необычность персонажа, сыгранного тогда Сергеем Михалковым, ставила его над зрителем. А разве нужно по-другому? Помните у Федора Михайловича: "Возвысьтесь духом и формулируйте идеал!" Никита Сергеевич смог таким же образом дистанцироваться от общеупотребительного, от общепринятого, от так называемых приличных норм и в дальнейшем.
Не буду упоминать кино "Свой среди чужих, чужой среди своих", хотя, надо признать, уже и в том фильме принцип главенствует: "Возвысьтесь духом..." и далее по тексту.
Фильмы серии "Утомленные Солнцем" на все лады обсуждаются еще с тех времен, когда фильма еще и не было на широком прокате. И почти в один голос народ Михалкова порицает. А почему?
В разные сроки пускались по миру всевозможные байки про Никиту Михалкова в быту. Как, например, он подходит к красивой барышне и напрямую спрашивает, не хочет ли она посмотреть на него голого? Человек слушает продолжение байки, где ему рассказывается о реакции возмущающейся таким беспардонным предложением героини байки.
Думаю, обсуждать здесь нечего, хотя байку таки обсуждают, даже до сей поры.
Главное-то в рассказах про Никиту Михалкова не то, что он, якобы, хамит или делает что-то неуместное с точки зрения рассказывающего про него, главное - в сути незаурядного, яркого человека.
Фильм "Утомленные Солнцем" для просмотра требует определенного настроя. Например, надо научиться осознавать, что перед тобой кино, созданное человеком с детства живущим в искусстве.
Было время, когда я ходил на подготовительные курсы "Режиссура драмы" при институте культуры им. Н.К. Крупской. И буквально на первом занятии наш Учитель поразил меня тем, что текст, обычный текст чеховского рассказа можно представить практически с диаметрально противоположным смыслом. По-разному.
Учитель натаскивал нас тогда мыслить образами. Казалось бы, человеку и вообще это свойственно, но надо было учиться! Почему? А потому что, свойственно-то свойственно, а не умею!
"Утомленные Солнцем" - кино прямо-таки насыщенное образами. И голая задница фашиста, и мина-спасительница, и Цитадель - все это образы, и если воспринимать их не образами, то фильм действительно покажется глумлением, издевательством над русской, советской историей. Но разве подходит такой имидж великому русскому режиссеру Никите Сергеевичу Михалкову?
Смотреть и не видеть, слушать и не слышать, читать и не понимать написанного - разве это кому-нибудь из нас не знакомо?